Развитие произвольного внимания
- Составление целых рассказов по картинкам или предложенным предметам, классификация этих предметов, задания на творческое мышление.
- Развивать наблюдательность
- Поиск отличий на картинках (отличные детали, разные цвета или формы).
- Пазлы с интересным сюжетом из любимого мультфильма, сказки.
- Игра «Все синее» (цвет можно менять). Ребенок на протяжении конкретного времени (несколько секунд) ищет предметы конкретного цвета и называет эти предметы вслух.
- Игра «Я все замечу!». Выкладывают перед ребенком до 10 предметов. Затем ребенок отворачивается, один предмет убирают. Он должен назвать, кто спрятался
- Игра «Что изменилось?»
Развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти.
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов.
Развитие слухового внимания
Упражнения и игры с музыкальными инструментами, а также отработка такта при хлопках в ладоши.
Игра – задание на слух «Что лишнее»: диван, кровать, стол, помидор? И т.д
Развитие зрительного внимания
Иллюстрации и игры. Ребенку предлагается взглянуть на некоторое количество иллюстраций. Предметы, изображенные на картинках, должны быть хорошо знакомы дошкольнику и понятно нарисованы. Ребенок смотрит на картинки, затем иллюстрации убирают. Затем ребенок озвучивает то, что было на картинках. Если какие-то картинки позабылись, их можно показать снова, и потом предложить назвать. Эта игра развивает зрительное внимание и память.
Постепенно задание можно усложнять, предлагая ребенку называть только предметы, относящиеся к конкретной области: посуда, одежда, мебель и прочее.
Упр. «Корректор»
Данное упражнение очень хорошо тренирует внимание.
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, О).
Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву О, а букву П – обведи в кружок». Через несколько дней дайте ребенку его же работу – пусть ее проверит сам и найдет пропуски и ошибки (поиграет в учителя)
Развитие внимательности
.
Опиши взрослого. Задаются наводящие вопросы: Какого цвета платье? Есть ли бусы? Что на волосах? ( заколка ).Вопросы могут быть разные.
Выложи из палочек узор или фигуру по образцу.
Игра с тенью. Найди нужную тень на картинке (нарисованы персонажи (предметы) и их тени).
«Найди отличия»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игра «Какое что бывает?».
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры:
Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом).
Что выше— дерево или дом; человек или столб.
Что бывает длинным? (коротким)?Что бывает широким (узким)?
Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
Рекомендации:
- Развивать внимательность у дошкольников нужно ежедневно, по 15 минут
- Включать интересные упражнения и игры.
- Обязательное участие взрослых в игре, их пример.
- Внимательное отношение к ребенку со стороны взрослых, терпение к ошибкам ребенка. Дружелюбная и спокойная атмосфера.
- Игры и развивающие методики, которые повысят слуховую, зрительную активность. Играть можно и дома, и на прогулке.
- Самостоятельность детей (самостоятельно складывать игрушки, предметы канцелярии, после рисования, игры; самостоятельно умывается, одевается), все это способствуют развитию внимательности.
- Знание ребенком режима дня, это дисциплинирует его, помогает делать акцент на важных делах, которые происходят в его жизни каждый день.